3.4. Поиск по методам и личностям агентов знаний

По | 22.02.2022

Идея функции:

«Раху»: вывод информации из системы и внимание к границе системы уже с другой стороны

Психологическое содержание компонента ИС КПСО

  • Адаптация – организация психической деятельности в определенной сфере ее проявления: когнитивной, эмоциональной, моторной, алиметарной;
  • Когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики);
  • Сближение внешней и внутренней деятельности, интеллектуализация   труда;
  • Индивидуальные стили деятельности;
  • Переструктурирования стиля в процессе деятельности при сохранении его устойчивой части;
  • Вариативность стиля;
  • Стилевые искажения среды (феномен «психологической ниши»);
  • Обретение новых «системных качеств»: взаимосвязи психических (функциональных) состояний с индивидуальностью и структурой стиля субъекта;
  • Психологическая составляющая стиля («типовые» и «индивидуальные стили»);
  • Стиль саморегуляции, стиль самоорганизации.

Предпосылки для компонента

1. Невысокая эффективность от присутствия одного специалиста-психолога и даже целой психологической службы на предприятии. Как правило, психологические программы включают в себя компонент краткосрочного консультирования (3-6 сеансов) зарегистрированным психологом-консультантом для сотрудников.

2. Психолог в организации – это нововведение, перемена, а многие люди, хоть и понимают их необходимость, бояться их и отвергают, так как они ставят под сомнение привычные идеи и мнения. И это противление приводит к серьёзным затруднениям в реализации проектов и достижения целей. Особенно это касается топ-менеджеров – это фактор гордыни человеческой, агрессивно-высокомерной реакции на деятельность «неспециалиста извне». Есть и другая категория сотрудников, которые сразу в штыки воспринимают психолога. Как правило, это люди, имеющие серьёзные психологические проблемы и нежелающие их разрешать. Потому они будут открыто или неявно саботировать работу психолога.

3. Позиция психолога-консультанта и исследователя предполагает возможность нейтрального подхода к решению многих и особенно кадровых задач, но одновременно нередко возникают проблемы из-за недостаточного знания реальных организационных ситуаций, невозможности сразу же определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса.

4. Когда психолог длительно работает на предприятии, часто происходит снижение статуса психолога до статуса члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу).

5. По большому счету, психолог в организации не имеет права анализировать человека и его деятельность, он может только анализировать его мотивацию (зачем он это сделал, причем с его же слов).

Опорная логика для компонента

1. Система ИС КПСО построена на контенте. Все цели Организации в ИС КПСО реализуются с помощью контента. Однако за каждым элементом контента должны стоять конкретные личности, которые передают знание. Это знание может быть личного профессионального порядка, в этом случае речь идет о наставниках Организации, систематизирующих свой контент в LXP. Если же знание имеет специальный характер, в этом случае за ним должны стоять специалисты либо специализирующиеся на данном виде знания члены Организации.

2. Основным типом специального знания в ИС КПСО является психологическое знание, которое применяется с целью психологической поддержки сотрудников либо с целью помочь сотрудникам в реализации психологических аспектов избранной деятельности (ПАИД).

3. Хранители знаний – это сертифицированные, проверенные интерпретаторы конкретной плоскости внутренних знаний. Понятие внутреннего знания отражает тот факт, что эти знания доступны любому человеку изнутри, из его внутреннего ощущения правды, без специального обучения, научения. Внутренние знания активируется субъектом в ходе осознания им своего бытия, однако в большинстве случаев субъекту требуется помощь со стороны «агентов опыта», сумевших зафиксировать полученный ими опыт ранее: в какой-либо системе или – шире – в какой-либо плоскости знания. Можно сказать, что этим людям, агентам опыта, удалость сформулировать свой опыт в виде данных таким образом, что цивилизация сохранила эти данные.  Эти данные могут прийти на помощь как внешние формулировки внутреннего, добываемого субъектом, знания. Хранители помогают добиться соответствия: внутреннего нечеткого знания, знания в его становлении из практики субъекта – и отражения этого внутреннего знания в зафиксированном виде, в той или плоскости. Плоскость внутреннего знания – может быть:

  • а) Традиция. Например: аюрведа, народное пение, античный театр.
  • б) Метод. Например: полимодальная психотерапия, йога, диалектика, поэтическое мышление.
  • в) Автор. Например: Толстой, Кастанеда, Юнг.
  • г) Техника. Например: мышечное расслабление по Джекобсону, сократический диалог, арт-терапия.

4. Эксперты практического знания. Хранители отличаются от Экспертов (наставников). Психологически между ними имеет место конфликт интересов. Эксперт оперирует данными в платформе опыта по какому-либо делу. Например, по созданию текста презентации. Эксперт должен применять данные разных областей психологических знаний для того, чтобы помочь конкретному субъекту в его конкретной практической ситуации. Эксперт не может быть хранителем знаний, поскольку в этом случае он будет смещаться к использованию того знания, за которое он отвечает (знает лучше других). Эксперт обязан иметь практический опыт деятельности в своей профессиональной сфере. Эксперт использует интерпретации Хранителей, но в отличие от них несет ответственность за результат использования знаний – помощь члену Организации в его профессиональной деятельности.

5. Провокаторы знаний. Действуют по знаковым системам: 1) естественные знаки (какая именно энергия спрятана в том или ином знаке); 2) образные знаки (психоаналитики); 3) слово (психотерапевты, работающие через слово). Провокаторы стремятся достичь мастерства получения сформулированных знаний «здесь и сейчас», без помощи известных формулировок знаний (доступных Хранителям). Провокаторы создают новые формулировки знаний – как реакции на знаки «здесь и сейчас». При этом они используют следующие методы генерирования знания: феноменологическое описание; феноменологическое повествование; феноменологическая интеграция; энергетическая трансформация.

6. Координаторы знаний (историки, например) действуют по подсистемам ИС КПСО. Формируют запросы на соответствующее знание и оперируют транзакциями между ролями в системе (пользователи, хранители, эксперты, провокаторы). Координаторы проводят ответы, уточнения, оценки, переадресацию информации и т. д.

7. Пользователи знаний. Используют формулировки внутреннего знания при реализации избранного дела.

Интеграция компонента в подсистемы ИС КПСО

определяющий компонент для подсистем:

Базы данных по FOCAM формируются хранителями знаний. Навигация по FOCAM моет осуществляться не только по описаниям знаний, но и по персоналиям – личностям хранителей (компонент 1.2).

Субъект может использовать чужой – зафиксированный в контенте – опыт, опыт другого члена Организации, в исследовании ПАИД (компонент 3.2).

Субъект может использовать чужой – зафиксированный в контенте – опыт, опыт другого члена Организации, в решении задач нестандартизированной профильной деятельности (компонент 1.2).

Контент, который транслируется (координаторами), становится элементов внутренних коммуникаций Организации (компоненты 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9).

необходимый компонент для подсистем:

Только чей-то личный опыт может помочь в создании брифа, понимании прагматики задачи в трудовой деятельности (НСД) (компонент 1.3).

По запросу организаций-партнеров:

  • Примеры по компоненту
  • Задачи на этапе исследования компонента
  • Заготовки решений по компоненту
  • Ресурсы по компоненту
  • Последовательность работ по компоненту

Для получения статуса организации-партнера необходимо подать заявку:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *