Требования к новому измерению (порталу, плоскости, стороне, аспекту) психологической консультации: в трудовом коллективе

1. Вместо консультанта в психологическом кабинете – консультант в трудовом коллективе: через современные инструменты работы с информацией

2. Вместо идеи психологической консультации (общего предмета, объекта исследования) – идея психологической поддержки, исследования человеческой природы и собственных возможностей, обучения (овладевания методами саморегуляции)

3. Вместо формата курса терапии (как долгосрочного, так и краткосрочного) – формат абонентской поддержки через Информационную систему комплексного психологического сопровождения

4. Вместо решения «личных» проблем, замкнутых на Эго клиента, – помощь человеку в его деле, исходя из выделения комплекса ПАИД. Необходимо вывести человека из замкнутого круга его личности, личных проблем. Человека нужно вывести на уровень системы, его внимание должно быть увлечено чем-то внешним, чтобы он мог двигаться системно, а не раздувать свою проблему внутри нее самой. Если человек строит свои связи с системой – это компромисс, так он не выходит за пределы Я. Нужно именно увлечь его целиком на системный уровень, чтобы он почувствовал себя системой, смотрел с позиции всей системы (так, кстати, сукцессивный способ восприятия меняется на симультанный, происходит тренировка системно-симультанного восприятия, что само по себе выводит человека из проблемы, поскольку проблема от проблемы всегда осуществляется сукцессивно).

5. Вместо деления на здесь и там, сейчас и тогда (психологической консультации и «домашних заданий») – симультанная поддержка действия через ИС на девяти подуровнях деятельности (психолог превращается в элемент организации знания и доставки знания в нужный момент). Коммуникация в деле предполагает прямой эффект – в том числе психологическая коммуникация. Исключается этап «поговорим о вашей коммуникации», который усложняет путь к результату, эффекту.

6. Вместо фокуса на контакте субъекта с психологом (интерперсональное вовлечение, личность вовлекает личность) – фокус на контакте субъекта непосредственно со знанием, на практике (например, мотивация исследования, проблемы интериоризации, инициации субъекта в действии, применения полученных знаний и т. д. ) и вовлечение инструментальными методами (например, игровыми)

7. Вместо фокуса на личном благополучии, как самого клиента, так и партнера, связанного общей проблемой (например в семейной терапии) – фокус на деле: на общественном результате, на том, что выходит за рамки личности и имеет большее значение, чем личная «проблема». Поиск такого дела, превышающего значимость личных проблем. Выход на понимание лжи, замкнутости Эго, энергетического ослабления, чувства собственной важности и так далее.

8. Вместо изолированной среды субъекта (даже семью можно считать изоляцией), которая не предполагает вовлечения субъекта в решение его психологических проблем – среда организации, с ее обязательствами, связями, делами, результатами, системой вовлечения и т.д. Это все может послужить идее эффективной психологической поддержки.

От научной парадигмы психологического знания – к решению конкретных пси-кейсов

9. Вместо теоретической актуальности – конкретно-практическая, прикладная цель исследования.

10. Вместо обклеенного ярлыками психологического субъекта – детализированное описание задач человека в конкретном виде деятельности, включая комплекса навыков и компетенций психологического свойства

11. Вместо описания актуальности – адаптация контента исследования под конкретные запросы практической деятельности психолога-консультанта или под интерфейс инструмента психологической поддержки (например, мобильного приложения)

12. Вместо бесчисленных конструкций разума в бесконечном развитии теории – методические рекомендации о том, как применить отдельный элемент знания на практике: в какой ситуации, каким образом, какие есть риски, с чем (каким другим элементом знания) может быть объединено, с чем объединять не рекомендуется и так далее

13. Вместо статистических показателей – методы оцифровки данных, методы дата-майнинга, принципы и примеры корреляции математических и психологических описаний фрагмента социальной действительности, исходя из возможностей IT-технологий, с которыми автор соотносит свой метод. Статистические данные, описывающие, например, человеческие отношения в цифрах, это описание не генерирующее энергию, не вдохновляющее. Энергия содержится в других описаниях – в историях, в сюжетах, в символах (те же мемы, например). Одним из методом оцифровки данных может быть, например, нарратив-история. Чтобы выделить, сформировать историю в своей жизни, необходимо отбросить огромное количество ненужной, мусорной, а также лишней, «чужой», информации. Субъекту нужно разобраться, что и где является таким «лишним» («Прагматика коммуникаций», с. 148/763). Важно определить, что во времени является несущественной информацией, научиться использовать только существенную. Монтажная линейка Веретена может осуществлять эту функцию, поскольку на ней отображается, сколько времени было потрачено на тот или иной смысл, и перешло ли количество в качество.

14. Вместо исследования какой-либо абстрактной области знания (исследовать которую разум предлагает «до конца», это иллюзия нашего разума) необходимо исследовать случаи практики, в нашем случае – трудовой практики, во взаимосвязи FOCAM. Та же ошибка, как при теоретическом изучении «понятия» прагматики. Вместо точки разума (строящего описательные конструкции, в которых выбор – произволен) – точка воли, намерения, единичного прагматического выбора

15. Вместо доказательств своей правоты (каждый ПК работает в рамках своего метода, доказывая, что он наиболее эффективен в решении конкретных проблем) – логика использования комплекса методов в соответствии с общей матрицей.