FOCAM – образовательный стандарт корпоративного обучения

По | 05.03.2022

FOCAM  («Функции – Операции – Кейсы – Аналитика – Метод») – стандарт корпоративного обучения, а также оценки (сертификации) деятельности специалиста «в процессе работы». Ориентирован на специалиста-универсала (СУ), способного реализовать ряд требуемых Компании функций, в отличие от стандарта «Профессия – Компетенции», ориентированного на выполнение должностных обязанностей специалиста в Компании.

Основные недостатки компетентностного стандарта, ориентированного на должность в Компании:

1) нет четких критериев подготовки специалиста, компетенции имеют описательный характер и на практике требуют большого количества уточнений; 2) на основе компетентностного стандарта нельзя построить модель профессиональной деятельности, соответственно нельзя и оптимизировать эту деятельность;

3) нельзя посчитать KPI специалиста по результатам профессиональной деятельности;

4) оценка (сертификация) по компетенциям возможна только на основе тестов, которые представляют собой «знаниевую» модель, то есть возможна только оценка знаний (не навыков, не умений);

5) не направлен на решение конкретных профессиональных задач, в первую очередь тех, которые требуют междисциплинарных знаний-умений-навыков;

6) не сочетается с вспомогательными данными искусственного интеллекта, способного снабжать специалиста данными в рамках решения конкретного типового кейса;

7) не эффективен в сочетании с аутсорсом.

Описание стандарта FOCAM

Уровни-этапы деятельности СУ
Опора на технологии деятельности СУ
Параметры оценки деятельности СУ
Функции
Выявление комплекса функций СУ, необходимых для конкретной Компании
Описания функциональных профилей профессиональной деятельности в зависимости от потребностей Компании
Требования к СУ в формате описания вакансии
Операции
Определение наборов необходимых операций профессиональной деятельности, необходимых  для конкретной Компании, их адаптация к конкретным типовым задачам
Детализированные стандартизированные описания профессиональных операций по профессиям, разбитые на блоки по уровню сложности (глубины, технологичности)
Профессиональные компетенции СУ как результат выполнения профессиональных операций «в процессе работы» (оценка «в процессе работы»)
Кейсы
Кейсы (1). Формирование брифа к задаче. Конечное решение задачи определяется как реализация комплекса прагматики (целей) внутреннего заказчика.
Модели детализации операций; алгоритмы адаптации к условиям конкретной задачи; типовые брифы, описания прагматики задачи и т.д.
Soft skills СУ: интеллект, способность к концентрации, системность мышления, логика, внимательность и др.
Кейсы (2). Выборки типовых решений по брифу, элементов решений из БЗ.
Онтологии профессиональной деятельности. Парадигмы рекомендаций, ходов, приемов, техник, сопровождаемых примерами решения похожих задач из БЗ.
Hard skills СУ: владение технологиями профессиональной деятельности в комплексе (система стимулирует к полному овладению технологией деятельности и сигнализирует, если специалист ограничивается отдельными элементами этой технологии).
Soft skills СУ: способность к самообучению, развитию.
Кейсы (3). Выборки типовых решений по брифу, элементов решений из БЗ.
Методики, организующие мышление СУ в рамках поставленной задачи на основе помощи искусственного интеллекта (в поисковых алгоритмах).
Профессиональный опыт – его уровень.
Аналитика
Выработка готового решения методом трех драфтов.  Внедрение решения с обязательной обратной связью от коллег, партнеров, руководителей, заказчиков.
Адресная помощь пользователю от наставников (экспертов), являющихся операторами БЗ.
Этический кодекс партнерской деятельности и игровая система оценки качества коммуникаций СУ в процессе решения задачи.
Коммуникативные и личностные качества СУ в «процессе работы» (оценка «в процессе работы»).
Метод
Социальная игровая сеть наставничества, стимулирующая СУ к созданию качественных решений поставленных задач.
Социальная игровая сеть наставничества, стимулирующая СУ к созданию качественных решений поставленных задач.
Оценка квалификации СУ как эксперта
© А. В. Шабельник, 2022

Условные обозначения:

СУ – специалист-универсал, способен реализовывать функции по ряду смежных профессий.

БЗ – базы знаний по отрасли, описания best practice Компании; онтологии (технологических карт) профессиональной деятельности, циклов операций для отдельных нестандартизированных производств; вспомогательный (обучающий) контент предоставляется в интерфейсе потокового мультимедиа с рекомендациями, панелями, мобильными интерфейсами и рекомендациями на основе искусственного интеллекта; пользователь выбирает прямые пути к нужному контенту и возможным практическим результатам: рекомендациям, описаниям ходов, приемов и рабочих техник, методической выборке данных и примеров для решения конкретной задачи; интегрированы различные формы контента, включая статьи, подкасты, блоги, микро-обучение, видео и курсы; подбор и организация контента ведутся как составляющие деятельности по решению профессиональных отраслевых микрозадач – на основе разработанных онтологий и методик; информация разбивается на микроблоки, каждый блок имеет индивидуальный адрес в системе, чтобы система подбирала наиболее релевантные ответы по запросу пользователя, каждый микроблок теоретической информации сопровождается кейсом с примерами.

© А. В. Шабельник, 2022

editor

Автор концептуальной модели Информационной системы комплексного психологического сопровождения организаций (ИС КПСО). Специалист по преобразованию социальных систем (организационнная и групповая инженерия), профессиональный коммуникатор и педагог..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *