Идея функции:
«Инженер»: адаптация, уточнение, конкретизация
Психологическое содержание компонента ИС КПСО
- Противоречие между саморазвитием и самосохранением;
- Инициативность, творчески преобразующая активность субъекта;
- Профессиональная интернальность как поиск в себе самом причин успеха-неуспеха;
- Действия соотносительны целям, операции – условиям.
Предпосылки для компонента
В большинстве видов нестандартизированной профильной деятельности (НСД) отсутствует теоретическое обоснование прагматики НСД; как следствие, нет практических методик, позволяющих: а) сформировать бриф адекватной степени детализации на стороне заказчика; б) реализовать комплекс прагматики на стороне производителя, то есть решить задачи, поставленные заказчиком в брифе.
Качество произведенного продукта в НСД определяется путем сверки с неким усредненным стандартным качеством аналогичных продуктов на рынке, произведенных, опять-таки, без обязательных требований к соблюдению технологии. В результате получается порочный замкнутый круг: деятель в рамках НСД ориентирован не столько на технологии, сколько на формальные соответствия продукта шаблону.
Опорная логика для компонента
Нестандартизированная профильная деятельность начинается с определения элементов прагматической ситуации. Продукт НСД всегда существует в определенном поле интересов заказчиков, производителей, потребителей. Мотивы деятельности (М), трансформирующиеся в цели (Ц), а также условия среды (У), определяющие средства реализации целей (СР), заданы деятелю, он должен их исследовать, проанализировать, чтобы в итоге сформировать видение будущего продукта деятельности (Пр). В общем виде схема НСД в контексте прагматической ситуации представлена в таблице ниже.
Схема НСД по элементам прагматической ситуации
Уровень деятельности: | ||
Мотивы деятельности (М) | Условия среды (У) | Оценка (Оц) |
Мотивы заказчиков (I) | Ожидания заказчиков (II) | Успех или неуспех продукта (III) |
Уровень действий: | ||
Цели (Ц) | Средства реализации целей (СР) | Контроль (Кн) |
Целевое содержание продукта деятельности (IV) | Общая и профессиональная компетентность деятеля (V) | По утвержденному брифу задачи (VI) |
Уровень операций: | ||
Объект деятельности | Состав операций | Продукт деятельности (Пр) |
Контекст будущего продукта деятельности (VII) | Выбор и отбор: смысловых элементов продукта (VIII) | Смысловое содержание продукта (IX) |
© А. В. Шабельник, 2022
«Деятельность – это активность, непосредственно управляемая мотивом, соразмеряемая с сопутствующими ей условиями и корректируемая факторами оценки.
Действие – процесс, непосредственно управляемый целью, обеспечиваемый соразмерными ей средствами и корректируемый факторами контроля. При этом мотив, как цель более высокого порядка, как бы отчуждается субъектом, «выносится за скобки», делегируя свои побуждающие и управляющие функции цели; но, оставаясь при этом в рамках данной деятельности, при отклонениях, «задевающих» ее верхний уровень, мотив может включаться в управление действием.
Операция – это процесс <…> определяемый непосредственным взаимодействием объекта с составом деятельности в процессе его преобразования в продукт. При этом цель отчуждается от субъекта, делегируя свои функции непосредственно объекту, но, «находясь за скобками», несет функции контроля и при отклонениях процесса, задевающих уровень действия, может включаться в управление. Одновременно с дискретным развитием происходит развертывание непрерывных процессов – перцептивных, мыслительных, эмоциональных, психомоторных – как их распределение и осуществление в разных уровнях, подструктурах и компонентах деятельности» [Мильман 1991: 79].
Интеграция компонента в подсистемы ИС КПСО
определяющий компонент для подсистем:
Успешная реализация целей НСД определяется как решение комплекса задач, сформулированное в брифе. При этом содержание брифа полностью определяется данными платформы FOCAM-LXP: оно зависит от качества детализации операций (компонент 1.1) и от релевантности базы знаний (компонент 1.2) условиям конкретной задачи.
Для конкретного вида НСД эффективность полученного результата, качество продукта и сам факт его конечной приемки (положительной оценки) заказчиком определяется как реализация комплекса прагматики (целей) заказчика продукта в целом (или отдельной операции – в ситуации внутреннего заказчика) – но лишь при условии достаточной полноты брифа, описывающего комплекс прагматики НСД.
Успех обучения наставниками в ходе НСД также определяется как решение комплекса задач, сформулированных в брифе заказчика – или в типовом брифе для данного вида НСД. Соответственно, качество обучения определяется как реализация комплекса прагматики (целей) заказчика продукта (или отдельной операции – в ситуации внутреннего заказчика).
необходимый компонент для подсистем:
Вовлечение через бриф происходит в сервисной парадигме отношений. Цель – удовлетворить клиента (наличного или потенциального); соответственно в деятельности появляются дополнительные мотивы (вовлечение) личного взаимодействия с заказчиками, мотивы человеческих отношений (обязательства, гордости, стремления произвести впечатление, угодить и т.д.). Пример – корпоративная культура компании Toyota.
Четкость брифа определяет четкость требований к субъекту деятельности. Соответственно, рабочие коммуникации строятся на этих требований, не допуская субъективизма или личных эмоций в отношении субъекта со стороны других участников коммуникации.
Культура брифа – это по сути культура отношений с заказчиками, целевой аудиторией, клиентами. Это – правильная, эффективная культура. Если она реально существует в Организации, именно ее следует транслировать по каналам коммуникаций с внешними аудиториями. По сути, это лучший вариант брендинга.
По запросу организаций-партнеров:
- Примеры по компоненту
- Задачи на этапе исследования компонента
- Заготовки решений по компоненту
- Ресурсы по компоненту
- Последовательность работ по компоненту
Для получения статуса организации-партнера необходимо подать заявку: