Психологическое содержание компонентов информационной системы (см. ниже) сформировано как отражение взглядов ведущих отечественных ученых-психологов, их видения проблематики профессиональной интеллектуальной деятельности в организациях, актуальных задач по работе психолога с трудовым коллективом, а также психологической поддержки сотрудников в условиях стресса и неопределенности.
Воздействие
Без действия нет ничего. Задача воздействия ИС — добиться от члена Организации нужного характера действия, правильного действия, правильной последовательности действий в Организации.
1.1. Графы по FOCAM
- Требование конструктивности описания деятельности;
- Структурирование определенной последовательности описания действий и операций;
- Знание требований, которые предъявляют избранный вид труда к человеку;
- Установление инвариантных ситуаций деятельности, однозначно определяющих конкретную программу действий;
- Требования деятельности, ее характеристики и условия — временные, пространственные, технические и т. д.— не по отдельности соотносимые с теми или иными психическими качествами личности (как это долго пытались делать в инженерной психологии), а опосредованно, через личность, которая и придает им целостность.
1.2. Базы знаний по FOCAM, объединенные методикой
- Противоречие между наличным уровнем развития способностей и требованиями деятельности;
- Несогласованность становления разных видов компетентности;
- Компенсаторные возможности в усложняющихся условиях деятельности;
- Психолого-педагогическая работа; профессиональные и психологические знания о труде;
- Профессиональные и психологические действия, способы, приемы, умения, навыки, техники, технологии; профессиональное мышление.
1.3. Культура брифа. Прагматика задачи. Бриф как интерфейс
- Противоречие между саморазвитием и самосохранением;
- Инициативность, творчески преобразующая активность субъекта;
- Профессиональная интернальность как поиск в себе самом причин успеха-неуспеха;
- Действия соотносительны целям, операции – условиям.
1.4. Интеграция личных целей сотрудников в цели Организации
- Конфликт результатов и процессов труда, рассогласование темпов развития у отдельных людей мотивационной и операциональной сферы;
- Профессиональные ценности, идеалы, менталитеты;
- Понимание значимости профессии;
- Профессиональное мировоззрение;
- Владение этическими нормами в профессии;
- Профессиональные притязания; профессиональное призвание, профессиональные намерения; профессиональные цели;
- Сильное целеполагание;
- Позиция профессионала – признание себя как профессионала;
- Стремление к профессиональному росту, мотивация к разным видам повышения квалификации;
- Осведомленность выбирающего трудовой путь в своих личных склонностях и способностях;
- Знание путей и средств, с помощью которых можно развить у себя нужные качества и способности;
- Знание того, какие позитивные и негативные черты личности могут развиться у человека данной профессии;
- Знание о стиле жизни в данной профессии.
1.5. Навигация ИИ по FOCAM с учетом брифа и целей сотрудника и Организации
- Неудовлетворенность от зацикливания субъекта на своей трудовой деятельности;
- Внутрисистемная компенсация за счет других профессиональных способностей и межсистемная компенсация за счет общих способностей;
- Позитивная динамика мотивационной сферы: появление новых мотивов, целей, «вычерпывание» новых смыслов в профессии, изменение их иерархии, интеграция долговременных и кратковременных мотивов и целей в целостное самопрогнозирование;
- Построение собственного сценария профессиональной жизни;
- Индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений;
- Готовность к гибкой переориентации в рамках профессии, вне ее; психологическая цена результатов труда.
1.6. Сценарии вовлечения в заданную деятельность через сторителлинг
- Несогласованность ценностного отношения к себе в труде и к труду в себе;
- Профессиональная идентичность личности и заинтересованность в труде;
- Возможности для самоактуализации;
- Профессиональные смыслы, смыслотворчество в профессии, определяющее профессиональную устойчивость;
- Профессиональные межличностные отношения и позиции, профессиональные ожидания;
- Профессиональное самосознание, образ профессионала;
- Достижение разного рода результатов трудовой деятельности, «много-вершинности» в профессиональном росте;
- Индивидуальный стиль профессиональной деятельности, общения в рамках профессии;
- Использование трудовой направленности личности, фокус на общественной необходимости труда, мотивах долга;
- Установка на труд, на высокую продуктивность труда;
- Выработка положительного эмоционального отношения к труду («радость труда»);
- Воспитание уважения к любому труду;
- Сочетание избирательного отношения к отдельным видам труда с готовностью в случае необходимости выполнить любой труд;
- Реализация трудовых интересов и склонностей (как источников достижения целей в труде и преодоления препятствий);
- Следование устойчивым профессиональным намерениям, призванию;
- Ставка на уверенность в своих силах в труде;
- Стремление сделать самостоятельный выбор (вида задания, уровня сложности задачи, партнера), принять ответственное решение с учетом индивидуальных склонностей.
1.7. Наставничество + Продюсирование талантов. Интерфейс и экономика
- Разная роль и степень выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности;
- Рекомендации по оптимизации профессионального пути;
- Развитие способностей через детерминацию требованиями деятельности и детерминация духовными ценностями;
- Профессиональная обученность, обучаемость, умелость;
- Достижение статуса в профессии, категории, разряда;
- Профессиональные способности (общие и специальные);
- Профпригодность.
1.8. Learning Experience Platform (LXP)
- Внутренний конфликт между стремлением к узкой специализации и потребностью узнавать что-то о смежных профессиях;
- Возможные линии развития человека средствами профессии;
- Перспективы изменения в самой профессии;
- Способы профессиональной деятельности в меняющихся и в особых, экстремальных ситуациях;
- Приемы профессионального роста, наличие позитивной динамики в нем.
1.9. Интерфейс руководителя по контролю технологичности действий сотрудников
- Основные функциональные блоки деятельности: мотивы деятельности, цели деятельности, программы деятельности, информационные основы деятельности;
- Принятие решений;
- Подсистемы деятельностно важных качеств;
- Дискордантный профиль личности (расхождение у одного и того же человека психических качеств в профессиональной и в непрофессиональной сфере);
- Направления нарушений в профессиональном развитии;
- Корреляции между показателями выгорания и смысложизненных ориентаций;
- Результативность, эффективность труда;
- Трудоспособность, работоспособность.
Взаимодействие
Выстраивание коммуникаций. Организация правильных взаимодействий. Обеспечение ИС контентом.
2.1. Этические комплексы, ценности Организации, их пересечение с личными ценностями
- Процесс адаптации личности в коллективе;
- Сложившиеся социальные установки;
- Несовпадение предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями.
2.2. Игровая метафора вида трудовой деятельности
- Взаимодействие, межличностные отношения;
- Направленное на изменение предмета совместного труда (или предметно-направленное);
- Игровой, процессуальный характер артистического поведения человека;
- Включенность «игровых структур» в производительную деятельность.
2.3. Персонализированные внутренние коммуникации в жанрах соцсетей и игрового взаимодействия
- Особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социо-технических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т.п.);
- Стратегии исполнителя как партнера по взаимодействию, эффект положительной оценки действий субъекта большинством.
2.4. Ресурсная база производства контента – Школа медиатекста для внутренних коммуникаторов
- Воздействие речевыми знаками-символами, культурные стимулы;
- Приемы, техники воздействия.
2.5. Психология вовлечения. Элементы коммуникационных игр в практике
- Индивидуальный стиль общения;
- Изменение характеристик индивидуальной деятельности и поведения человека под влиянием пассивного присутствия других людей;
- Система оценок: глобальная оценка, прямая и косвенная оценка, регулярность и своевременность оценки результатов и т. д.;
- Командные и личные соревнования;
- Привлекательность объекта, вызывающего потребность (аттракция);
- Привлекательность содержания деятельности.
2.6. Игра «Respect» в малом коллективе
- Системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими со-субъектами;
- Микрокомпоненты управленческой деятельности;
- Стратегии поведения;
- Взаимодействие, направленное на изменение организационно-управленческих характеристик жизнедеятельности группы;
- Стили жизни, поведения в социуме.
2.7. Социальная сеть дел «MyCase»
- Потребность в самоактуализации;
- Взаимодействие, направленное на изменение характеристик субъекта, как индивидуального, так и коллективного (субъектно-направленное);
- Значимость присутствующих людей;
- Качественное обогащение личностной сферы в условиях совместной деятельности;
- Сходство воспринимающего и воспринимаемого субъектов по структуре установок и оценок;
- Активация индивидуального стиля деятельности на поведенческом уровне, доступном внешнему наблюдателю.
2.8. Коммуникационные игры. Элементы механик
- Подстройка;
- Десять основных управленческих ролей;
- Выделение и последующее изучение конкретных управленческих ситуаций («ситуационный анализ»);
- Сотрудничество в рамках соперничества, коллективистские устремления;
- Детерминация средой развития;
- Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
2.9. Dashboard психологического климата для руководителя
- Влияние эмоций, психических состояний на профессиональную деятельность и на качество жизни;
- Основные стрессогенные ситуации в трудовой деятельности: ролевая неопределенность, ролевая перегрузка и недогрузка, ролевой конфликт, «трудное начальство», использование умений и способностей не в полной мере и другие.
Помощь в осознании
Организация личного психического опыта субъекта. Помощь в адаптации, саморегуляции и вовлечение в деятельность. Ориентирование субъекта в социальных контекстах с помощью контента ИС. Программы интериоризация смыслов.
3.1. Графы ПАИД
- Адекватное представление человека о психологической структуре избранной деятельности;
- Психические процессы, направленных на ориентировку и познание (когнитивные процессы), на активацию и оценивание (эмоциональные процессы), на стабилизацию активности (волевые процессы) и на побуждение, инициацию этой активности (мотивационные процессы);
- Психические процессы, специально направленные на построение, организацию и регуляцию активности: поведения и деятельности;
- Личный психический опыт;
- Основные функции психики в деятельности – когнитивная и регулятивная (только в действии человек что-то сознает);
- Образ мира (слагается из значений, смыслов, а также пространственных и временных координат);
- Представление о действии как единице анализа психики (П. И. Зинченко) и требование рассматривать его в эмоционально-смысловом, двигательном и когнитивном аспектах одновременно;
- Представления Е. Ю. Артемьевой (1986) о трехслойной конструкции субъективного опыта, о принципиальной роли выполненных деятельностей в его формировании и понятия психологии субъективных семантик: психическое «рождается» из деятельности.
3.2. Зоны пересечения FOCAM с ПАИД
- Сочетание определенной задачи труда и связанных с ней – предмета труда, условий, действий, результатов – с рядом психологических качеств человека;
- Выявление мало компенсируемых (ядерных, стержневых) психологических качеств в профессии, а также и более компенсируемых;
- Бессознательная компенсация психологических качеств в профессии;
- Характер требований к психике человека;
- Нейродинамика в профессиональной деятельности;
- Модель специалиста;
- Модель подготовки специалиста;
- Профессиограмма;
- Оперативность, тонкое приспособление всех звеньев психологической системы к требованиям решаемых задач;
- Интрогенные, процессуальные аспекты деятельности;
- Класс интегральных психических процессов: целеобразование, антиципация, принятие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль, самоконтроль;
- Личностные, психологические критерии в различении хороших и плохих профессионалов;
- Ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности;
- Эстетическая выразительность, в том числе по гармонии, красоте, эстетической соразмерности производимых продуктов.
3.3. LMS-курсы для ориентировки в ПАИД
- Целесообразные сочетания психологических процессов в трудовой деятельности;
- Виды активности: моторная, сенсорная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, социальная;
- Нормативные и ненормативные кризисы личности;
- Зависимость создаваемого образа от скрытых личностных особенностей;
- Способы саморегуляции; выделение стилей для рассматриваемой деятельности;
- Эмоциональный стиль и стиль эмоционального реагирования;
- Бессознательные механизмы индивидуальных стилей деятельности;
- Психологическая сложность деятельности, определяемая степени отдаленности цели от предмета;
- Рассмотрение частной задачи как некоторого «шага» по направлению к цели;
- Анализ механизмов сохранения цели и ее непрерывных трансформаций;
- Проективные механизмы отражения реальности (отрицание, искажение, иллюзорная проекция);
- Незрелые механизмы (фантазирование, проектирование, ипохондрия, пассивная агрессия);
- Отказ от деятельности, невротические механизмы: интеллектуализация (изоляция, навязчивые действия, ошибки, рационализация), подавление, действия по шаблону, замещение (превращение, фобии), диссоциация;
- Зрелые механизмы: сублимация, альтруизм, запрещение, предвосхищение, юмор.
3.4. Поиск по методам и личностям агентов знаний
- Адаптация – организация психической деятельности в определенной сфере ее проявления: когнитивной, эмоциональной, моторной, алиметарной;
- Когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики);
- Сближение внешней и внутренней деятельности, интеллектуализация труда;
- Индивидуальные стили деятельности;
- Переструктурирования стиля в процессе деятельности при сохранении его устойчивой части;
- Вариативность стиля;
- Стилевые искажения среды (феномен «психологической ниши»);
- Обретение новых «системных качеств»: взаимосвязи психических (функциональных) состояний с индивидуальностью и структурой стиля субъекта;
- Психологическая составляющая стиля («типовые» и «индивидуальные стили»);
- Стиль саморегуляции, стиль самоорганизации.
3.5. Персонализация в доставке смыслов с помощью Искусственного Интеллекта
- Помощь в саморегуляции;
- Централизация, направляющая и активизирующая позицию субъекта;
- Информация для решения проблемы совладания, работы с негативным событием, которое приводит к разрыву сложившихся в сознании субъекта систем значений, к разрушению субъективного жизненного мира (assumptive world);
- Обеспечение контентом для перестройки глубоко укоренившегося отношения к миру;
- Помощь во внутреннем отчуждении от ситуации или переключения внимания;
- Индивидуализация программ профессиональной подготовки;
- Контент во взаимодействии регуляторных систем в триаде «деятельность — состояние — личность»;
- Индивидуализированные сценарии макроанализа стрессогенной ситуации, микроанализа механизмов активизации адаптационных психофизиологических ресурсов;
- Описания факторов субъективного отношения к ситуации, теория и примеры стратегий «coping stress», «coping behavior»;
- Направленное информационное воздействие для перенесения внимания с субъекта на целостную ситуацию, на особенное и изменчивое, присущее конкретному человеку в определенных условиях;
- Регуляция эмоций посредством персональных мессаджей;
- Инициация продуктивных психических состояний;
- Пропаганда осознанного и целенаправленного преобразования психических состояний;
- Идивидуальные инструкции по выбору между деятельностью по саморегуляции состояния и выполнением профессиональной деятельности;
- Подборка психологических способов управляющего самовоздействия на состояние: самовнушение, различные формы представления, сенсорная и эмоциональная репродукция, воображение, идеомоторный проигрыш, самопрограммирование и другие;
- Интерфейс для оперативного самоконтроля, абстрагирования от ситуации, формирования общей стратегии поведения и долговременных отношений к действительности.
3.6. Игра «Своя стратегия». Личное пространство реализуемых смыслов
- Стратегия и тактика деятельности в соответствии с иерархией принципов действия;
- Контроль и оценка деятельности;
- Индивидуальные стили деятельности;
- Индивидуальные способы деятельности;
- Эстетическая мотивация;
- Спектр отношений субъекта с миром (действенных, познавательных, эстетических, этических);
- Переход к системе «человек и мир» (онтологическому субъекту по С.Л. Рубинштейну);
- Зависимость силы мотива от степени осознанности и ясности объекта мотивации;
- Когнитивное оценивание, рассмотрение трудной ситуации с разных сторон;
- Приемы переоценки ситуации;
- Мысленное оперирование представлениями: мысленное расчленение объектов и объединения их (и их деталей) в одно целое, комбинации и рекомбинации;
- Схематизация предметного образа деятельности; панорамность представления, дающая субъекту возможность как бы выхода за пределы наличной (актуальной) ситуации;
- Исследование наследственных факторов в процессе формирования когнитивных стилей;
- Выработка индивидуально оптимальных стратегий и тактик деятельности;
- Моделирование обобщенного и идеального образа действия и отражение реального способа действия;
- Использование жизненного и профессионального опыта личности, на основе ее отношения к другим людям;
- Открытие реальной роли психического в деятельности;
- Саморегуляция: создание воображаемых ситуаций, расширение пространственно-временных границ действия и включение его в новые смысловые связи; «распредмечивание» нормативного способа, превращение его в индивидуальный способ деятельности.
3.7. Вовлечение в игровую среду инструментальными методами
- Интерфейсы для рефлексии субъекта;
- Трансформация той «единственной» ценности, которая составляет суть проблемы;
- Прием коррекции «своих ожиданий и надежд»;
- «Идущее вниз сравнение»;
- Приемы драматургии;
- Принятие на себя определенной роли;
- Стратегии «антиципирующего совладения» и «предвосхищающей печали» и другие;
- Риск как азартный процесс принятия решения, как акт предпочтения, которое субъект отдает труднодоступным целям;
- Варьирование ситуаций мотивированного (ситуативного) риска, немотивированного (бескорыстного) риска;
- Отработка устремленности к достижению цели (избежанию неудачи) как следствия определенного уровня притязаний личности.
3.8. Принцип картирования в игровых взаимодействиях
- Перевод объекта деятельности в его субъективную форму, в образ;
- Изучение свойств оперативных образов как регуляторов действия: прагматичность, адекватность задаче действия, специфичность, лаконичность;
- Образ соответствия, побуждение человека к поиску ситуации, при которой этот образ становится более четким и определенным;
- Восстановление реального образа воздействия (который может быть ложным или замаскированным посторонними, не имеющими отношения к сущности ситуации);
- Дробление или, наоборот, укрупнение «единиц» психических образов;
- Опережающая адаптация» (образованный в сознании конструкт взаимодействует с другими, уже имеющимися конструктами);
- Когнитивная составляющая самооценки;
- Требование психологической адекватности описания содержания профессиональной деятельности;
- Полнота психологического отображения реальной действительности;
- Смысловой ряд реальности, иерархия ценностей, актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы;
3.9. Интерфейс ПАИД-FOCAM по заказу компании
- Стратегии интериоризация смыслов;
- Фокус на ценности деятельности для субъекта, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена;
- Приемы изменения ситуации для сохранения, защиты, утверждения ценности субъекта;
- «Справедливый и упорядоченный мир» деятельности;
- Предупреждение отчуждения субъекта от объекта управления, утраты непосредственности в восприятии и оценке его реальных свойств, во избежание снижения для субъекта личностной значимости выполняемых действий;
- Способы информационного воздействия по улучшению или нормализации функционального состояния человека;
- Формирование у субъекта яркого, четкого и дифференцированного образа деятельности;
- Формирование представление о нормативно-одобренном способе деятельности.
Данные
ИС КПСО оцифровывает социальные взаимодействия членов Организации, превращает их в данные, генерирует потоки этих данных и управляет этими потоками в соответствии с целями Организации.
4.1. Данные по ходу процесса ПАИД-FOCAM
- Интерпретационные методы опытных данных: структурно-системный анализ для описания морфологии психологической структуры профессиональной деятельности;
- Данные по нейродинамике субъекта в сложных, экстремальных условиях, при обеспечении надежности работы, при возможных усложнениях обстановки;
- Данные по условиям работы, субъективным факторам (например порывистости в работе, внезапного ее усиления); переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты, между полюсами «субъект — объект».
4.2. Данные по результатам KPI-FOCAM
- Данные по ошибкам в соответствии с классификацией ошибок;
- Изменчивость активируемых трудовой деятельностью психических функций в процессе формирования профессионального мастерства;
- Колеблемость активируемых трудом психологических процессов;
- Оптимальный или неоптимальный характер деятельности в зависимости от способа связи психических и личностных (мотивы, способности и т. д.) уровней деятельности;
- Функционально-структурный анализ для изучения функциональных взаимосвязей операционно-технологической (внешней) и психологической (внутренней) структур деятельности.
4.3. Данные soft skills в HMC
- Индивидуально стабильные способы приема и переработки информации;
- Интерфейс сбора данных по подготовке и принятию решений, в том числе в условиях неопределенности выбора;
- Статистика пиков различных функциональных состояний человека: благоприятных и неблагоприятных, оптимальных и неоптимальных, допустимых и недопустимых, разрешенных и запрещенных.
4.4. Данные по личностям. Рейтинги социальной активности
- Референтометрия (методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой – тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична);
- Когнитивные карты;
- Данные по симптомам выгорания;
- Адаптированный вариант MMPI – стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ);
- 16-факторный личностный опросник (16-ФЛО);
- Вариант проективной методики ТАТ X. Хекхаузена.
4.5. CRM по вовлеченным стейкхолдерам
Заимствование из маркетинга: операционный CRM; аналитический CRM; коллаборативный CRM.
4.6. Данные hard skills. Карьерный профиль
- Тесты; опросы;
- Характеристики с учетом возможностей индивидуального стиля и активности определенного субъекта в реализации профессиональных требований;
- Биполярные конструкты;
- Данные о психологических различиях между группами хороших и плохих профессионалов на основе исследования личностных качеств.
4.7. Данные по наставникам и обучаемым
- Метод наблюдения: разложение процесса труда на отдельные операции с целью дальнейшей психологической расшифровки отдельных трудовых действий, составляющих основу профессии;
- Переход субъекта от одной стадии развития к другой;
- Прогрессивные структурные изменения личности;
- Полезависимость-поленезависимость субъекта, широта-узость категорий обобщения опыта, ригидный-гибкий познавательный контроль, фокусирующий-сканирующий контроль, степень открытости новому, неожиданному опыту, импульсивность-рефлективность познавательной деятельности, склонность к конкретной-абстрактной концептуализации, когнитивная простота-сложность субъекта познания.
4.8. Данные по исследованиям, по решениям. Best Practice
Эмпирические методы: изучение документации, наблюдение, опрос, биографический метод, метод изучения продуктов деятельности, трудовой метод, метод эксперимента, метод экспертных оценок.
4.9. Данные по психологическому климату
- Методы обработки эмпирических данных: качественные – метод экспертной оценки, метод анализа ошибок, сравнительный анализ эмпирических данных);
- Количественные – статистические методы: дисперсионный, корреляционный, факторный, графический анализы.
Коммуникация. Мотивы коммуникаций
Механизм оцифровки социальных данных в ИС КПСО основывается на системном означивании социальных транзакций, возникающих в ходе коммуникации членов Организации. Означивание представляет собой разметку транзакций символами-кодами — в соответствии с контент-моделью ИС КПСО.
5.1. В традиционных корпоративных СМИ
- Потребность во впечатлениях;
- Приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
- Желание воздействовать на собеседника, изменить его устремления, мнения, поведение;
- Общение, мотивированное соображениями и чувствами долга, чести, совести, мировоззрения, нравственных и политических убеждений, гражданских идеалов.
5.2. В традиционных средствах внутренних коммуникаций Организации
- Поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
- Общение по экономическим, политическим, правовым, духовным интересам; организация представлений об окружающем мире.
5.3. В рабочих взаимодействиях внутри Организации
- Потребность в приспособлении к внешней среде;
- Поиск партнера взаимодействия: для беседы, совместной игры, деятельности и т. п.
5.4. В своем коллективе, с коллегами
- Потребность в общении, аффилиации, альтруизме;
- Потребность в признании и поддержке;
- Оказание помощи другому человеку;
- Получение помощи;
- Самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
- Общение с целью межличностной перцепции и межличностного познания.
5.5. В коммуникациях с внешней аудиторией, стейкхолдерами
- Потребность в активной деятельности;
- Общение с целью установления деловых контактов для осуществления совместной деятельности;
- Достижение успеха в деловом общении (избегание неудачи в деловом общении).
5.6. В общении с друзьями и близкими по поводу своей работы в Организации
- Разрешение внутренних конфликтов личности;
- Защита от негативной информации, защита самооценки.
5.7. В коммуникации с наставниками
- Потребность в самопознании и самооценке субъекта через познание партнера по общению;
- конкретные актуальные для определенной деловой ситуации мотивы, интересы и потребности.
5.8. В коммуникации с Искусственным Интеллектом (Сервис психологической поддержки)
Выслеживание собственных психологических проблем через их след в общении (например бессознательная агрессия, чувство относительной депривации, фрустрации, неограниченного доминирования и т. д.).
5.9. В коммуникации с непосредственным руководителем
Различные социальные потребности, реализуемые через общение: в достижении (преодолении препятствий и достижении высоких показателей), в автономии (сопротивлении принуждению), в противодействии (овладении ситуацией и компенсировании неудачи), в защите (от критики и нападений), в уважении (к партнеру), в избегании ущерба (опасных ситуаций), в порядке (аккуратности, точности, организованности), в понимании (постановке вопроса или ответах на них, анализе и обобщении суждений партнера), в толерантности, в риске и другие.